Разработка продуктово-рыночной стратегии предприятия отрасли в сфере розничной торговли ООО «ЯНИКА»
Магистерская диссертация
План (содержание)
Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки продуктово-рыночной стратегии в розничной торговле
1.1. Роль и специфика розничной торговли: основные форматы и тенденции
1.2. Продуктово-рыночная стратегия: сущность, принципы разработки и факторы успеха
1.3. Методы и показатели оценки эффективности в розничном бизнесе
Глава 2. Анализ условий и возможностей ООО «ЯНИКА»
2.1. Общая характеристика предприятия и структура ассортимента
2.2. Оценка конкурентной среды: форматы торговли и предпочтения потребителей
2.3. Диагностика ресурсов и перспектив расширения розничной сети
Глава 3. Формирование продуктово-рыночной стратегии и оценка её эффективности
3.1. Определение ассортимента и выбор целевых сегментов потребителей
3.2. Маркетинговые инструменты и операционные мероприятия по реализации стратегии
3.3. Оценка результатов и перспективы совершенствования розничной деятельности ООО «ЯНИКА»

Введение
Сфера розничной торговли характеризуется высокой конкуренцией и быстрым обновлением ассортимента, обусловленным изменением потребительского спроса и появлением новых трендов. Предприятия, занимающиеся розничными продажами, вынуждены постоянно отслеживать динамику предпочтений, укреплять лояльность клиентов и совершенствовать технологии обслуживания. Продуктово-рыночная стратегия для такой компании выступает комплексным инструментом, обеспечивающим целостный подход к выбору ассортимента, определению целевых сегментов и формированию уникальных конкурентных преимуществ.
В условиях цифровой трансформации и активного развития интернет-торговли особую роль играют сервисные инновации и омниканальные модели продаж. Компании, своевременно адаптирующиеся к новым условиям, способны расширить клиентскую аудиторию, в то время как отставание от технологий ведёт к утрате рыночных позиций. Управленцы в розничном бизнесе должны уделять повышенное внимание формированию устойчивых связей с поставщиками, оптимизации товарных запасов и настройке эффективных маркетинговых коммуникаций.
ООО «ЯНИКА» действует в формате розничной сети, предлагая широкий ассортимент товаров народного потребления. Однако жёсткая конкуренция и быстрое обновление потребительских трендов требуют целостного подхода к разработке продуктово-рыночной стратегии. Анализ ассортимента, выявление ключевых сегментов и разработка маркетинговых мероприятий позволят компании повысить удовлетворённость клиентов и обеспечить долгосрочный рост.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка продуктово-рыночной стратегии предприятия отрасли в сфере розничной торговли на примере ООО «ЯНИКА».
Для достижения этой цели необходимо:
рассмотреть теоретические основы формирования продуктово-рыночной стратегии в розничной торговле;
провести анализ внутренних ресурсов и конкурентного окружения ООО «ЯНИКА»;
предложить приоритетные продуктовые направления и маркетинговые инструменты, а также оценить эффективность их реализации.
Объект исследования – деятельность розничной компании, ориентированной на широкий ассортимент потребительских товаров.
Предмет исследования – продуктово-рыночная стратегия, формируемая с целью укрепления конкурентных позиций и повышения лояльности клиентов.
Методы исследования – системный анализ, опросы покупателей, сравнительный анализ, PESTEL и SWOT-анализ, а также изучение статистических данных.
Информационная база – внутренняя документация ООО «ЯНИКА», научные публикации и учебные издания по розничной торговле и стратегическому менеджменту 2022–2025 гг.
Структура работы: введение, три главы и заключение. В первой главе рассматривается теория разработки продуктово-рыночной стратегии в ритейле. Во второй главе проводится анализ состояния ООО «ЯНИКА» и условий внешней среды. В третьей главе формируется стратегический план действий и оценивается его потенциальная эффективность.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы руководством ООО «ЯНИКА» для совершенствования ассортиментной и маркетинговой политики, повышения привлекательности торговой сети. Методические рекомендации могут применяться и в других розничных компаниях, ищущих пути укрепления позиций на рынке.

Список литературы
  1. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 434 с.
  2. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 278 с.
  3. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 375 с.
  4. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 361 с.
  5. Молчанова, О. П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций : учебник для вузов / О. П. Молчанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 261 с.
  6. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 481 с.
  7. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент : учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 507 с.
  8. Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов : учебник для вузов / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев ; под ред. Ю. В. Фролова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 154 с.
  9. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 295 с.
  10. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 157 с.
  11. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 328 с.
  12. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 176 с.
  13. Миндрин, С. И. Стратегическое управление авиатранспортными предприятиями : учебник для вузов / С. И. Миндрин. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 356 с.
  14. Абчук, В. А. Менеджмент: теоретические основы : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 320 с.
  15. Хворостяная, А. С. Стратегический бренд-менеджмент : учебник для вузов / А. С. Хворостяная. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 121 с.
  16. Глущенко, А. В. Стратегический учет : учебник и практикум для вузов / А. В. Глущенко, И. В. Яркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 240 с.
  17. Иванова, И. А. Менеджмент : учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 327 с.
  18. Литвак, Б. Г. Стратегическое планирование и прогнозирование : учебник для вузов / Б. Г. Литвак. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 139 с.
  19. Стратегическое управление в государственной и муниципальной сфере : учебник и практикум для вузов / под ред. С. Е. Прокофьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 250 с.
  20. Пузов, Е. Н. Стратегическое управление стоимостью компании : учебник для вузов / Е. Н. Пузов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 256 с.